babyЧто должен знать и уметь ребенок по возрастной шкале:


Первое, оговоримся… - Ваш ребенок ничего и никому не должен.

Но сейчас, окружающий мир настолько быстрый, а программа школьного образования настолько насыщена, – что помогать вашему малышу готовится к школе, надо уже начиная с года. Кстати. Родителям тоже не помешает подготовка к школе, так как некоторые задачи для 1-2 класса, не в состоянии решить не только дети и их родители, но даже чиновники министерства образования.


Плюс, контроль умений ребенка, соответствующий его возрасту, поможет определить вам, насколько правильно он растет, и при необходимости, - скорректировать его развитие.


Это крайне важный момент, - так как любой детский психолог, если вы приходите к нему с ребенком, у которого возникли сложности в обучении и общении, сразу вас спросит – а где же вы были пять лет назад? И таких детей сейчас, - это подтвердит любой учитель начальной школы, – каждый третий в классе.


Краткие этапы развития ребенка.


В 3 года активно пользуется речью, выполняет простые поручения, правильно держит карандаш, играет с кубиками и делает постройки.


В 4 знает числа, умеет считать до 5, рисует окружающий мир, рассказывает наизусть короткие стишки, повторет запоминающиеся моменты сказок, имеет представления об окружающем мире, положении в пространстве.


В 5, Знает животных, птиц, овощи-фрукты, буквы, гласные-согласные, знает цифры и счет до 10, правильно пользуется речью, умеет пользоваться ножницами, рисует предметы, передавая их форму и цвет.


Обращаем ваше особое внимание на речь:

Если ребенок в 3 года еще не говорит – это повод срочно обращаться к специалисту. Так как в этом возрасте еще можно успеть что-то поправить, но счет идет уже на дни и минуты. Если же упустить этот момент – то будет большая вероятность задержки развития и установки диагноза аутизм.


Полный перечень этапов развития ребенка по возрастной шкале в соответствии с требованиями современной школы и психиатрии:


Ребёнок к 3 годам должен знать и уметь


Ознакомление с окружающим:
• Знать своё имя и фамилию, имена близких людей;
• Знать и правильно пользоваться словами, обозначающими предметы домашнего обихода и их назначение;
• Иметь некоторые представления о сезонных изменениях в природе;
• Узнавать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты;
• Узнавать и называть растения (дерево, куст, трава, цветок);
• Знать некоторых диких и домашних животных и птиц, выделять и называть их части тела, особенности поведения, называть детёнышей животных.
Речь и речевое развитие:
• Уметь правильно произносить гласные А, О, У, Ы и согласные М, П, Б, К, Г;
• Овладевать правильным темпом и ритмом речи, речевым дыханием, дикцией;
• Употреблять в речи существительные, прилагательные, наречия и глаголы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; правильно употреблять существительные с предлогами;
• Слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, повторять отдельные строки по просьбе взрослых, узнавать и называть сказочных героев;
• Рассказывать наизусть некоторые потешки и стихи.
Сенсорное развитие:
• Различать и правильно называть основные цвета;
• Знать фигуры – круг, квадрат, шар, кубик;
• Различать предметы по величине, пользуясь словами «большой», «маленький»;
• Различать понятия «много» и «один»;
• Сравнивать группы предметов по количеству, изменять их путём увеличения и уменьшения количества;
• Объединять предметы по общему признаку и находить лишний предмет;
• Сравнивать предметы по одному признаку (размер, цвет, форма).
Изобразительная деятельность:
• Проводить прямые и замкнутые округлые линии, изображая простые предметы, пользуясь фломастерами, карандашами, гуашью;
• Раскладывать и наклеивать готовые формы, для создания не сложных композиций в аппликации;
• Раскатывая глину круговыми движениями, сплющивая, делая в ней углубления, лепить простые предметы;
• Воспроизводить элементарные постройки из конструктора по образцу, различать детали – кубик, кирпичик, собирать матрёшки, пирамидки, вкладыши.


Ребёнок к 4 годам должен знать и уметь:


Ознакомление с окружающим:
• Знать своё имя, фамилию, возраст;
• Определять состояние погоды, называть характерные признаки каждого времени года;
• Иметь обобщающее представление об овощах, фруктах, цветах, кустарниках, деревьях;
• Называть вещи домашнего обихода, транспортные средства, части и детали разных предметов, профессии людей, использовать в речи обобщённые слова;
• Узнавать и называть домашних и диких животных, иметь обобщённые представления о них.
Речь и речевое развитие:
• Употреблять слова с противоположным значением, согласовывать их в роде, числе и падеже, изменять слова по числам и падежам, употреблять их в единственном и множественном числе;
• Прослушав сказку, рассказ самостоятельно воспроизводить интересные повторяющиеся моменты;
• Пересказывать знакомые сказки с помощью взрослых, интонационно передавать характер персонажей;
• Описывать предметы, передавая характерные признаки;
• Отгадывать загадки, находить картинку отгадку среди множества картинок;
• Выразительно читать наизусть короткие стихи и потешки.
Подготовка к обучению грамоте:
• Правильно и чётко произносить все гласные звуки в отдельных словах и в разговорной речи;
• Правильно и чётко произносить согласные звуки: м, б, п, т, д, н, г, х, в, ф в словах и в разговорной речи;
• Находить слова близкие по звучанию;
• Знать основные законы речи:
1. речь состоит из слов, слова называют предметы, признаки, действия предметов и с предметами;
2. слова бывают длинные и короткие;
3. слова состоят из звуков, звуки произносятся по-разному;
4. из слов можно составлять предложения.
Математическое и логическое развитие:
• Знать цифры и считать предметы от 1 до 5;
• Сравнивать одну группу предметов с другой;
• Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов;
• Сравнивать предметы по величине; группировать по данным признакам;
• Знать геометрические тела: шар, куб; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
• Различать и правильно называть части суток, времена года;
• Различать правую и левую руку, обозначать словами положение предметов относительно себя;
• Отгадывать математические загадки, решать логические задачи на сравнение и классификацию.
Изобразительная деятельность:
• Передавать образы окружающей действительности, использовать цвета, соответствующие отдельным предметам, рисовать не сложные сюжеты по замыслу;
• Правильно держать ножницы, делая прямые короткие разрезы, раскладывать в указанном порядке готовые формы, чередуя их по цвету;
• Лепить из пластилина (глины) предметы и фигурки, состоящие из нескольких частей разной формы, защипывать края формы кончиками пальцев;
• Сооружать постройки по образцу и собственному замыслу, подбирая необходимые детали.


Ребёнок к 5 годам должен знать и уметь:


Ознакомление с окружающим:
• Знать название города, в котором живет, домашний адрес;
• Узнавать и называть птиц по величине, окраске, издаваемым звукам, различать и называть насекомых, рыб, диких и домашних животных их детёнышей;
• Различать деревья, знать некоторые из них, узнавать с какого дерева данный лист; узнавать и называть цветы по форме лепестков;
• Различать характерные признаки овощей и фруктов;
• Устанавливать простейшие причинно – следственные связи в природе;
• Называть профессии людей, знать названия машин, облегчающих труд людей.
Речь и речевое развитие:
• Употреблять в речи синонимы, понимать многозначность слов, использовать обобщающие слова;
• Употреблять в речи прилагательные и глаголы;
• Использовать в речи простые предложения и предложения с однородными членами;
• Образовывать слова с помощью приставок, суффиксов;
• Интонационно передавать поэтический текст, используя различные средства выразительности;
• Пересказывать знакомые сказки, сохраняя последовательность сюжета, передавая характер персонажей;
• Отгадывать загадки.
Обучение грамоте:
• Правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки;
• Называть слова с заданным звуком;
• Различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
• Делить слова на слоги;
• Определять первый звук в слове;
• Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
• Составлять предложения о действиях, о признаках предметов;
• Знать некоторые буквы русского алфавита;
• Читать слоги и короткие слова из этих букв, проводить их звуковой анализ.
Математическое и логическое развитие:
• Знать цифры и считать предметы от 1 до 10;
• Соотносить количество предметов с цифрой;
• Сравнивать две группы предметов, выраженных смежными числами;
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов, независимо от расстояния, величины и формы расположения;
• Различать количественный и порядковый счёт;
• Знать количественный состав числа из отдельных единиц в пределах 5;
• Выделять одновременно два свойства предметов;
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине;
• Выполнять задания на построения и перестроения геометрических фигур;
• Решать логические задачи, руководствуясь схемой.
Изобразительная деятельность:
• Рисовать по представлению и с натуры различные предметы, передавая их форму и строение;
• Правильно держать ножницы и действовать ими: разрезать полоски - поперёк, квадраты – по диагонали, делать косые срезы на прямоугольнике, вырезать предметы круглой и овальной формы, наклеивать изображения из готовых форм;
• Лепить различные предметы, используя в работе стеку;
• Изготовлять поделки из природного материала.


Ребёнок к 6 годам должен знать и уметь:


Ознакомление с окружающим:
• Знать название родного города, страны, столицы;
• Иметь представление о труде людей в городе и селе;
• Знать материалы, из которых сделаны некоторые предметы домашнего обихода и как сними обращаться;
• Иметь систематические представления о каждом времени года;
• Знать и называть 3-4 вида зимующих птиц и 3- 4 вида перелётных, знать насекомых и способы их передвижения;
• Иметь представления о жизнедеятельности и функции растений в разные времена года;
• Знать и выполнять правила поведения в общественных местах.
Речь и речевое развитие:
• Правильно изменять слова, употребляемые в речи;
• Понимать смысловые оттенки однокоренных глаголов и прилагательных;
• Пересказывать небольшие рассказы, выразительно читать стихи;
• Составлять рассказы об игрушках, по картинке и серии картинок, рассказы из личного опыта;
• Проводить обобщения, сравнения и противопоставления.
Обучение грамоте:
• Знать все буквы русского алфавита;
• Определять количество слогов в словах;
• Определять место заданного звука в слове;
• Проводить звуковой анализ слов;
• Составлять предложения из 2 – 4 слов;
• Читать слова и предложения;
• Обводить рисунки по контуру, заштриховывать их;
• Уметь писать печатные буквы русского алфавита.
Математическое и логическое развитие:
• Вести прямой и обратный счёт в пределах 10;
• Писать цифры от 0 до 5;
• Находить состав числа (2,3,4,5) из двух меньших;
• Сравнивать группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство и обозначать знаками;
• Сравнивать смежные числа и определять отношения между ними;
• Упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию численности;
• Различать: ромб, трапецию, четырёхугольник, многоугольник;
• Измерять длину условными мерками;
• Делить предметы на 2 и 4 равные части;
• Определять положение предметов по отношению к другим;
• Знать дни недели, названия месяцев;
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий.
Изобразительная деятельность:
• Владеть основными техническими навыками, необходимыми для создания рисунка;
• Отражать в рисунке впечатления от окружающей природы, события окружающей жизни, сюжеты сказок, рассказов;
• Вырезать сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной вдвое, сложенной гармошкой;
• Лепить фигурки человека, животного, передавая несложные движения;
• Складывать бумагу по образцу, получая готовое изображение разных предметов;
• Сооружать постройки из строительного материала по рисунку.


Что должен знать ребёнок, поступая в школу:


Ознакомление с окружающим:
• Знать название родного города, страны, столицы, свой домашний адрес;
• Знать флаг и герб России;
• Иметь представление: о всенародных праздниках; о труде людей в городе и селе;
• Уметь классифицировать, сравнивать, группировать, обобщать предметы, называть материалы ,из которых они изготовлены;
• Иметь представление о сезонных изменениях в природе, о зависимости живой и неживой природы;
• Определять состояние погоды, вести календарь с помощью взрослых;
• Иметь представление: об условиях, необходимых для роста растений; о деревьях, кустарниках и цветах; об овощах и фруктах; о ягодах и грибах, о домашних и диких животных; о перелётных и зимующих птицах; о рыбах и насекомых.
Речь и речевое развитие:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• Подбирать синонимы и антонимы;
• Использовать разные способы образования слов;
• Отвечать на вопросы полным предложением;
• Пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• Составлять рассказы о предмете, по картинке, серии картинок, из личного опыта;
• Владеть формами разговорной речи: монолог, диалог;
• Определять главную мысль произведения, правильно оценивать поступки героев.
Обучение грамоте:
• Знать все буквы и звуки, которые они обозначают;
• Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;
• Проводить звукобуквенный анализ слов;
• Определять место звука в слове;
• Делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
• Составлять слова из слогов;
• Читать предложения и не большие тексты, понимая смысл прочитанного;
• Рисовать узоры в тетради в клетку;
• Писать печатными буквами слова и короткие предложения.
Математическое и логическое развитие:
• Знать количественный состав чисел первого десятка из отдельных единиц;
• Знать состав чисел первого десятка из двух меньших;
• Писать числа от 1 до 20, понимать отношения между ними;
• Соотносить цифру и число предметов;
• Различать количественный и порядковый счёт;
• Сравнивать числа и группы предметов в пределах 10, из неравенства делать равенство;
• Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, записывать их решение;
• Раскладывать предметы в порядке возрастания и убывания величины;
• Измерять длину предмета с помощью сантиметра;
• Знать дни недели, части суток, времена года, названия месяцев;
• Определять время по часам с точностью до получаса;
• Определять положение предмета по отношению к себе и другому лицу;
• Ориентироваться на листе бумаги;
• Рисовать геометрические фигуры в тетради в клетку;
• Решать и составлять задачи – головоломки, логические задания, упражнения на трансформацию и классификацию.
Изобразительная деятельность
Рисование:
• Уметь держать и пользоваться карандашом и кистью;
• Использовать гуашь, акварель;
• Наносить лёгкий контур карандашом, правильно располагая изображение на листе бумаги;
• Рисовать по представлению и с натуры, изображать сюжетные рисунки;
• Иметь представление о декоративно – прикладном искусстве, рисовать узоры по мотивам этих изделий.
Лепка:
• Уметь пользоваться пластилином и стекой;
• Использовать при работе различные способы и приёмы лепки;
• Украшать изделия различным рельефом;
• Лепить предметы с натуры и по представлению.
Аппликация и ручной труд:
• Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими;
• Сочетать основные приёмы вырезывания с симметричным, силуэтным и обрывной аппликацией;
• Выполнять сюжетные и декоративные аппликации;
• Изготовлять поделки из бумаги путём складывания;
• Вырезать детали по шаблону.

 

P.S. После прочтения этого материала, возникает вопрос.


- А не должен ли, случайно, ребенок, при поступлении в школу уметь решать интегральные уравнения и иметь красный диплом об окончании института?


Ответ: То, что написано выше – это идеал, к которому надо стремиться, и наши преподаватели могут вам в этом. Но мы всегда учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка.